ВИЗУАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА
 
introduction
Визуализация данных - это их графическое представление в самом понятном для читателя формате.

Качественная визуализация имеет критическое значение для анализа данных и принятия решений на их основе. Визуализация позволяет быстро и легко замечать и интерпретировать связи и взаимоотношения, а также выявлять развивающиеся тенденции, которые не привлекли бы внимания в виде необработанных данных.
В этом пре-риде мы разберем основные вопросы визуализации данных:

1. Что такое визуализация данных?
2. Виды графиков и диаграмм
3. Основные правила визуализации данных

ЧТО ТАКОЕ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ДАННЫХ?
Визуальный контент — это объединение текста с графическими элементами (диаграммы, гистограммы, графики, инфографики и многое прочее).

Для чего он нужен?

65% людей — визуалы, и один из лучших способов донести до них свое сообщение — это изображения. Зрение — это одно из наших главных чувств, через которые мы получаем информацию и понимаем окружающий мир. Все дело в том, что для человека визуальный канал восприятия — ведущий. 90% информации, поступающей в мозг, — это визуальная информация, и она обрабатывается им в 60 000 раз быстрее, чем текст.

Можно собрать огромное количество качественных данных и сделать на их основе полезные выводы, но чаще всего в первичном виде они представляют из себя большой массив шума, в котором сложно разобраться. Для аналитиков умение визуализировать данные особенно важно, так как это самый лучший способ донести до слушателя результаты своих исследований максимально точно и понятно.

ФАКТЫ О ВИЗУАЛЬНОМ ВОСПРИЯТИИ
Несколько фактов о визуальном восприятии помогут представлять данные наиболее эфективно
ФАКТ 1
НАШ ВЗГЛЯД ПРИТЯГИВАЮТ ЗНАКОМЫЕ ВЕЩИ
Визуализация работает лучше всего, когда отображается информация в виде знакомых и легко обнаруживаемых шаблонов.
ФАКТ 2
МЫ ВИДИМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ И ЖЕЛАЕМ УВИДЕТЬ
В дополнение к визуальному восприятию информация должна также основываться на понимании того, как люди думают. Только тогда визуализация может поддерживать умственные процессы, направленные на понимание информации.
ФАКТ 3
ВРЕМЯ ВОСПРИНИМАЕТСЯ СЛЕВА НАПРАВО
Во время визуализации необходимо помнить о правильном расположении элементов, особенно если он привязаны к времени. Чтобы такие элементы воспринимались проще, прошлое лучше размещать слева, а будущее - справа.
НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА МЫ ВОСПРИНИМАЕМ БЕССОЗНАТЕЛЬНО
Это может помочь выделить какой-либо объект среди массы других, чтобы акцентировать на нем внимание
ВИДЫ ГРАФИКОВ И ДИАГРАММ
Одна из трудностей, которая существенно замедляет составление отчетов и аналитическую работу, заключается в подборе правильного типа диаграммы. Неверный ее выбор может вызвать путаницу в голове у зрителей или привести к ошибочной интерпретации данных.

Чтобы лучше понять каждый график и возможности его применения, рассмотрим все типы диаграмм.
ГИСТОГРАММА
Гистограмма используется, чтобы показать сравнение между различными элементами, также она может сравнить элементы за определенный промежуток времени. Этот формат можно использовать для отслеживания динамики переходов на лендинг или количества клиентов за определенный период.
1
Рекомендации по дизайну для гистограмм:

● Подбирайте единую цветовую гамму и акцентируйте цветом места, которые хотите выделить как значимые точки перелома или изменения с течением времени.

● Используйте горизонтальные метки, чтобы улучшить читаемость.

● Начните ось Y с 0, чтобы правильно отразить значения на графике.

ЛИНЕЙНАЯ ГИСТОГРАММА
Линейная диаграмма отображает тенденции или прогресс и может использоваться для визуализации самых разных категорий данных. Ее следует использовать, когда вы создаете график, основанный на длительном сборе данных.
2
Рекомендации по дизайну для линейных гистограмм:

● Используйте сплошные линии.

● Не рисуйте больше четырех линий, чтобы избежать появления визуальных отвлекающих факторов.

● Используйте правильную высоту, чтобы линии занимали примерно 2/3 высоты оси Y.

ДИАГРАММА С ДВОЙНОЙ ОСЬЮ

Двухосевая диаграмма позволяет выстраивать данные с использованием двух осей — Х и Y. Используется несколько наборов данных, один из которых, например, — данные за период, а другой — лучше подходит для группировки по категориям. Таким образом можно продемонстрировать корреляцию или ее отсутствие между разными показателями.
3
Рекомендации по дизайну для диаграмм с двойной осью:

● Используйте левую ось Y для основной переменной, потому что для людей естественно сначала смотреть влево.

● Используйте разные стили графиков, чтобы проиллюстрировать два набора данных.

● Выберите контрастные цвета для сравниваемых наборов данных.

КРУГОВАЯ ДИАГРАММА
Круговая диаграмма отображает статическое число и то, как части складываются в целое — состав чего-либо. Круговая диаграмма показывает числа в процентах, и общая сумма всех сегментов должна равняться 100%.
4
Рекомендации по дизайну для круговых диаграмм:

● Не добавляйте слишком много категорий, чтобы разница между срезами была хорошо заметна.

● Убедитесь, что общая сумма всех частей составляет 100%.

● Необходимо упорядочить части в соответствии с их размером.
ВОДОПАД
Диаграмма-водопад используется для демонстрации того, как промежуточные значения — положительные и отрицательные — влияют на изначальное значение и приводят к окончательному результату. Примером может служить визуализация того, как общий доход компании зависит от различных отделов и превращается в конкретный объем прибыли.
5
Рекомендации по дизайну для круговых диаграмм:

● Используйте контрастные цвета, чтобы выделить различия в наборах данных.

● Выбирайте теплые цвета, чтобы показать рост, и холодные цвета — для падения.


ТОЧЕЧНАЯ ДИАГРАММА
Точечная диаграмма показывает взаимосвязь между двумя различными переменными или демонстрирует распределяющие тенденции. Она подходит, если у вас много разных точечных данных, и вы хотите найти общее в наборе данных. Такая визуализация хорошо работает в поиске исключений или закономерности распределения данных.
6
Рекомендации по дизайну для круговых диаграмм:

● Включите больше переменных, таких как разные размеры, чтобы объединить больше данных.

● Начните ось Y с 0 для точного распределения данных.

● Если вы используете линии тенденций, необходимо ограничиться максимум двумя, чтобы график был понятен.
ПОМНИТЕ: главная цель визуализации — упростить и ускорить восприятие информации. Выбранный формат и тип графика должны этому способствовать, а не мешать. Неудачно выбранный тип и формат визуализации сразу снижает доверие к представленной информации.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ДАННЫХ
ПРАВИЛО 1. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК
Обязательно располагайте данные в логическом порядке. Чаще всего это последовательно от большего к меньшему.

Если вы показываете на диаграмме результаты опроса, где есть деление на положительные и отрицательные ответы, то логичнее их выстроить в таком порядке: «Да, Скорее да, Нет, Скорее нет, Затрудняюсь ответить».
Данные можно выстраивать и от меньшего к большему, если это соответствует цели вашего сообщения. Цель всегда первична. Прежде чем приступать к построению графика, четко сформулируйте, какую идею вы хотите донести до читателей, на что хотите обратить внимание.
ПРАВИЛО 2. ПРОСТОЙ ДИЗАЙН
Избегайте бесполезных элементов дизайна, таких как градиенты, тени, эффекты 3D. Они только отвлекают внимание читателя от сути вашего сообщения.

Ваш график не становится красивым и внушительным от того, что он нарисован объемным. Это могло удивить лет двадцать назад, на заре расцвета Excel, когда еще мало кто умел строить диаграммы. Более того, 3D–графики могут вызвать оптический обман.

Помните, если визуализация выполнена красиво, это еще не значит, что она выполнена качественно. Принципы хорошего дизайна: ясность, простота и минимализм.
ПРАВИЛО 3. ЛЕГКОЕ СРАВНЕНИЕ ДАННЫХ
Одна из главных целей визуализации – удобное и наглядное сравнение двух и более показателей.

Поэтому, чтобы ваши диаграммы были ценными и полезными, показывайте соотношение между данными. Если разбить однотипную информацию на много отдельных графиков, визуализация становится бессмысленной.

Именно быстрое понимание самых высоких и самых низких значений, тенденций и корреляций является главным преимуществом визуализации в сравнении с обычной таблицей или текстом. Диаграммы должны гораздо быстрее и яснее передавать ваши идеи. Если это не так, меняйте тип графика.
ПРАВИЛО 4. МИНИМУМ ЭЛЕМЕНТОВ
Убирайте с ваших графиков и диаграмм все неинформативные элементы, оставляйте только необходимые.

Загромождение ненужной информацией затрудняет восприятие.

Например, если есть подписи значений, то линии сетки и ось не нужны, так как это дублирование информации и является графическим «мусором». Основные и вспомогательные линии сетки, если они все же необходимы, должны быть простыми и не бросающимися в глаза. Акцент всегда должен быть на основной идее, а не на вспомогательных элементах. Если следовать этому совету, то нужная информация сразу выходит на первый план.
ПРАВИЛО 5. НЕ ПЕРЕГРУЖАЙТЕ ИНФОРМАЦИЕЙ
Не пытайтесь уместить на одну диаграмму всю имеющуюся у вас информацию ради того, чтобы ваш график казался умным и значительным. Визуальный ряд не должен быть перегружен сложными и многоярусными диаграммами.

Когда необходимо визуализировать много разных типов данных и категорий, целесообразнее разделять диаграмму на несколько частей. Например, если на линейном графике больше четырех-пяти линий или на столбиковой диаграмме больше двух категорий, не стоит умещать их на одном графике.
ПРАВИЛО 6. ПОНЯТНЫЙ ФОРМАТ ЧИСЕЛ
В больших числах всегда разделяйте разряды: 10 000 000, а не 10000000, иначе цифры становятся нечитабельными.

Также не используйте знаки после запятой без осознанной необходимости. И следите, чтобы формат был единый. Если вы решили показать один знак после запятой, то сделайте так для всех подписей данных, а не выборочно: где-то два знака, где-то три, а где-то без единого знака.
ПРАВИЛО 7. НАЗВАНИЯ И ПОДПИСИ
Следите, чтобы всегда у вашей диаграммы было полное понятное название и все необходимые подписи, иначе появляется риск неверного истолкования.

Всегда должен быть понятен период и единицы измерения. Не надейтесь, что пользователь вашего графика догадается об этом из контекста. Чтобы удостовериться, что данные будут верно интерпретированы, встаньте на место читателя, который видит вашу диаграмму впервые. Все должно быть предельно чётко, у читателя не должно остаться ни одного сомнения по поводу трактовки представленных данных.

Помните, что ваша задача при создании графиков и диаграмм — упростить восприятие данных, а не вызвать лишние вопросы.
ПРАВИЛО 8. ОБЩЕПРИНЯТЫЕ ЦВЕТОВЫЕ РЕШЕНИЯ
Есть несколько основных категорий, которые у нас всегда ассоциируются с определенным цветом:

  1. положительные и отрицательные значения: зелёный и красный;
  2. да/нет, согласен/не согласен: зелёный и красный;
  3. мужчины и женщины: голубой и розовый;
  4. прочее/другое/остальное/нет ответа/затрудняюсь ответить — серый цвет.

Если показывать данные категории на диаграммах в ожидаемой цветовой гамме, то пользователю даже не надо смотреть на легенду, без этого ясно, какой цвет что обозначает. Не пренебрегайте этим правилом, оно очень простое и логичное, однако в интернете часто встречаются примеры его игнорирования.

Есть хороший прием использования цвета для сравнения показателей текущего года и прошедшего — делать прошедший год более бледным, а текущий более ярким. При этом оба года лучше показывать в оттенках одного цвета, потому что речь идет про один и тот же показатель.
ПРАВИЛО 9. МИНИМУМ ТИПОВ ДИАГРАММ
Используйте один вид диаграммы для однотипных данных. Избегайте разнообразия ради разнообразия.

Это не всегда красиво, но всегда бесполезно. Для однотипных данных лучше выбирать один вид диаграммы.

Например, когда вы показываете последовательно ответы на вопросы исследования или динамику продаж по нескольким магазинам, не включайте фантазию, используйте графики одного типа. Читателю необходимо время, чтобы привыкнуть к каждому новому виду диаграммы и разобраться, что означает та или иная линия, кружок или столбик.

Помните, что ваша задача при создании графиков и диаграмм — упростить восприятие данных, а не вызвать лишние вопросы.
ПРАВИЛО 10. ЕДИНАЯ ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА
Придерживайтесь одной цветовой гаммы. Визуальные элементы (графики, диаграммы, схемы) на протяжении всего исследования или отчета должны быть выполнены в одной цветовой гамме.

Если же вы исследовательская компания, то цветовая палитра должна быть единой и во всех исследованиях, для соблюдения фирменного стиля. Если вы свой отчет дополняете графиками из других исследований, их необходимо перерисовывать, иначе они сильно врезаются в общую картину и портят восприятие. Во-первых, у них наверняка другая цветовая гамма, во-вторых, часто качество картинок не самое лучшее и это сразу бросается в глаза.

Перерисовать график в стиле компании займет всего 10–20 минут, а отчет будет смотреться более целостным и качественным. Таким образом, именно вы интуитивно будете восприниматься создателем информации и экспертом, даже если укажете другой источник данных, что, кстати говоря, также всегда необходимо делать.
Did you like this article?